КемеровоВт, 16 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

Обвиняемые по делу «Зимней вишни» не считают себя виновными в пожаре

Три года прошло с момента трагического пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерове, где из-за замыкания в светильнике огонь быстро распространился по этажам. В результате погибли 60 человек, больше половины из которых дети. Эвакуационные выходы были заперты и захламлены мусором, сигнализация не сработала, а пожарные не смогли спасти детей. Перед судом предстали 15 человек, вину из них никто не признает.

#Аналитика
Обвиняемые по делу «Зимней вишни» не считают себя виновными в пожаре
#Аналитика
Три года прошло с момента трагического пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерове, где из-за замыкания в светильнике огонь быстро распространился по этажам. В результате погибли 60 человек, больше половины из которых дети. Эвакуационные выходы были заперты и захламлены мусором, сигнализация не сработала, а пожарные не смогли спасти детей. Перед судом предстали 15 человек, вину из них никто не признает.

26 марта – ИА SM.News. После пожара в марте 2018 года в Кемерово прилетел президент Владимир Путин. Глава государства тогда пообещал, что расследование будет максимально прозрачным. Следствие пройдет по всей цепочке от момента, когда ТРЦ только строился, до ввода его в эксплуатацию и обеспечения безопасности во время работы. Расследование ввели больше сотни сотрудников СК.

По следам пожара

В результате в апреле 2019 года, спустя чуть более года после пожара, первое уголовное дело уже поступило в Завойдский райсуд Кемерова. Предстояли допросы почти шести сотен человек, в большинстве своем это потерпевшие и свидетели.

Обвиняемыми по этому делу проходят восемь человек. Двое из них пожарные – начальник караула Сергей Генин и руководитель службы пожаротушения Андрей Бурсин. Их обвиняют в халатности, повлекшей смерть двух и более лиц. По версии следствия, Бурсин, руководя тушением пожара, в нарушение требований закона и устава подразделений пожарной охраны не организовал управление силами и средствами на месте ЧП, также из-за его халатности должным образом не была проведена разведка пожара. Свою вину Бурсин на этапе расследования не признал, а Генин вообще назвал обвинение «надуманным».

Группа пожарных во главе с Гениным на место прибыла одной из первых, возле ТЦ их встретил Александр Ананьев, в кинозале на четвертом этаже ТЦ были трое его дочерей, но пробраться туда из-за сильного едкого дыма он сам уже не мог. Вся надежда отца была на пожарных. На допросе в суде Ананьев рассказал, что умолял спасателей пойти за ним и спасти детей, но они пошли за охранником, который пообещал им показать самый короткий путь к очагу пожара. Именно этот факт и вызвал много вопросов и споров, так как спасение людей должно быть в приоритете. Вероятно, тогда никто не оценил, какие масштабы приобретает возгорание.

Кстати, Генин и Бурсин сейчас не в СИЗО. Их освободили в конце 2019 – начале 2020 года. Тяжесть вменяемых им преступлений по закону уже не позволяла продлять срок заключения под стражей. Судом в их отношении избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий: им запрещено уезжать из Кемерова, выходить из дома в ночное время, общаться со свидетелями, потерпевшими и экспертами вне судебного процесса.

Аналогичная мера пресечения действует и в отношении двух других фигурантов дела – руководителя компании-установщика пожарной сигнализации «Системный интегратор» Игоря Полозиненко и ее инженера Александра Никитина. Они обвиняются в нарушении требований пожарной безопасности, повлекшей по неосторожности смерть двух и более человек. Незадолго до пожара сигнализация «Зимней вишни» немного «шалила». Как рассказывают очевидцы и работники центра, происходило ложное срабатывание системы оповещения, хотя возгорания не было. Представители «Системного интегратора» выезжали на место, отчитались, что все починили, но 25 марта 2018 года датчики почему-то автоматически не сработали.

По словам охранника «Зимней Вишни» Сергея Антюшина, который в день трагедии был на дежурстве, а сейчас обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, систему оповещения не удалось запустить даже принудительно. На допросе в суде он рассказал, что на экранах монитора он видел, что на верхнем этаже ТРЦ начался пожар, сигнал об этом поступил на пульт, однако сирены не сработали.

«Я пробовал несколько раз в ручном режиме нажимать кнопку пуска оповещения, ничего не срабатывало», — пояснил Антюшин суду.

Самое объемное обвинение по этому уголовному делу предъявлено топ-менеджменту «Зимней Вишни». ТРЦ владела компания «Кемеровский кондитерский комбинат» («ККК»). Название, кстати, неслучайное. До реконструкции в здании ТРЦ располагалось кондитерское производство. Но содержать производственный цех советского времени в самом центре Кемерова стало нерентабельно, и его перестроили под коммерческий развлекательный центр с магазинами. Гендиректор «ККК» Юлия Богданова, технический директор Григорий Соболев и гендиректор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок обвиняются сразу по двум статьям УК РФ. Им вменяется оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц, нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

Из этой «троицы» управленцев частичное раскаяние публично пришло только к Судденок. После зачтения обвинения в суде они заявила, что вину свою признает, но частично.

«Признаю вину частично в нарушениях в управлении персоналом. Я занималась обучением и развитием персонала, и моя вина в том, что я упустила контроль за 100-процентным посещением сотрудниками инструктажа. Не все прошли программу обучения тому, как действовать в чрезвычайных ситуациях», — сказала Судденок в суде.

Позже, на допросах, бывшие работники «Зимней вишни» признавались, что инструктаж для персонала проводился номинально, проще говоря, сотрудники просто ставили подписи в журналах. Бывший повар одного из кафе торгового центра на суде рассказала, что даже не знала, где в здании находятся эвакуационные выходы.

По словам адвоката Дмитрия Малинина, который представляет интересы потерпевших по делу, защита прогнозирует, что суд начнет оглашать приговор по делу примерно в июне текущего года, прения сторон должны начаться в апреле. Сейчас суд заслушивает гражданские иски потерпевших о компенсации морального и материального вреда в результате пожара.

Криминальная предыстория

Другие уголовные дела, связанные с пожаром в «Зимней вишне», событий 25 марта 2018 года напрямую не касаются. Они раскрывают подноготную того, как строился и проектировался торговый центр, кто за взятки закрывал глаза на нарушения и согласовывал его ввод в эксплуатацию, не проводил проверок на соответствие требованиям пожарной безопасности.

Обо всем по порядку. На одной скамье подсудимых в Центральном районном суде Кемерова экс-начальник ГУ МЧС по Кемеровской области Александр Мамонтов и главный госинспектор Кемерова по пожарному надзору Григорий Терентьев. Гособвинение полагает, что оба мчсника знали о противопожарном беспорядке в «Зимней вишне», но проверок не проводили. В результате такой халатности пожар не удалось оперативно потушить и эвакуировать посетителей. Мамонтову вменяется еще и мошенничество – хищение почти 2 млн рублей при использовании должности с погонами.

На другой скамье подсудимых в том же суде целая группировка: экс-начальница инспекции Госстройнадзора Кузбасса Танзиля Комкова, ее сын Эдуард Комков, подчиненная Комковой Светлана Шенгерей и директор строительной компании «ИСК «Ресурс» Никита Чередниченко.

Гособвинение полагает, что дела обстояли так. Когда бывший кондитерский цех только перестраивали под торговый центр, Комкова получили 7 млн рублей взятки от «ККК», взамен не стала принимать мер и привлекать собственника ТЦ к ответственности за реконструкцию здания будущей «Зимней вишни» без разрешения на строительство и с нарушением требований проектной документации. Деньги были перечислены в ООО «ИСК «Ресурс» в 2013 году по поддельному договору якобы на проектирование, а потом обналичены.

В этом же году городские власти в Кемерове уже начали бить тревогу о том, что торговый центр строится незаконно. Экс-чиновнице Комковой даже присылали официальное письмо с иллюстрациями. Тогда, в 2013 году, комитет строительного контроля администрации Кемерова проводил проверку здания и выявил факт самовольной реконструкции. Муниципальные чиновники просили принять меры, но к ответственности за допущенные нарушения застройщика не привлекли якобы в связи с истечением сроков давности. Хотя самих нарушений вроде бы и не отрицали.

Стройнадзор тоже приходил в «Зимнюю вишню» с проверкой в 2014 году. Шенгерей, по данным гособвинения, составила акт обследования, в котором содержалась недостоверная информация о якобы выполненных работах в соответствии с проектной документацией, а Комкова его утвердила. А дальше – ТРЦ открыл свои двери для посетителей с неработающей системой пожаротушения и заблокированными выходами для экстренной эвакуации посетителей.

Последним обвиняемым, представшим перед судом по делу о пожаре, стал совладелец ТРЦ «Зимняя вишня» Вячеслав Вишневский. В Кемерове он давно не был, потому что находился в Польше, может и не приехал был, если б не суд да дело. Экстрадировали в Россию его в 2020 году в самый разгар пандемии. Стойко отсидев все карантины в СИЗО Калининграда и Кемерова, он тоже оказался в кемеровском суде. Именно от него, по данным гособвинения, и поступили те самые 7 млн рублей на взятку Комковой. Экономические и политические коррупционные клубочки будут разматываться судами чуть дольше, чем первое уголовное дело. Эксперты полагают, что приговоров стоит ждать к следующей годовщине пожара.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.